https://mobirise.com/

Лыжный поход 

о. Вячеслав с внуками совершает новый лыжный поход.

Если посмотреть карту Московской области, то севернее от Сергиева Посада есть очень интересное место. По дороге к Шеметово, и далее на Константиново, а потом к селу Закубежье. Здесь есть храм в честь Успения Божией Матери, дальше выдвинуться к деревни Сковородино, конечно, без проводника можно уйти в сторону, но от деревни видны силосные бетонные ямы, слева их обогнуть и по тропе можно пройти по проторенному пути , где Преподобный Сергий благословил быть обители после победы над Мамаем, среди лесного массива и окружающих болот. В этом году я дважды пытался на лыжах добраться до означенного места, но сбился и ушел в сторону. Хотя навещал этот остров два раза. Первый раз со всеми прихожанами и паломниками из села Закубежье, где ежегодно с утра на день памяти иконы Божией Матери Смоленской 10 августа по новому стилю, выходит Крестный ход и на месте обители совершается молебен и поминовение всех здесь лежащих погребенных иноков монастыря. Раздают освященный хлебушек с вином, и обратно. Весь крестный ход занимается во времени около двух часов в одну сторону и потом обратно. Летом желательно выходить в сапожках, так кое-где встречаются хорошие лужи, которые подчас не обогнуть. Гусеничный трактор перед Крестным ходом зачищает путь от поваленных деревьев, так что беспрепятственно паломники добираются к Поклонному Кресту. Мой второй выход к бывшей обители был лет пять назад по ранней весне после праздника Благовещения. Шли втроем, кое-где почва была подмерзшей. На месте обители расположили примитивный бивак. Жаль, не было палатки с собой и спальных мешков, а то мне кажется, уютно там бы переночевали, а утром обратно. Солнце припекало, мои пилигримы разожгли костерок, отварили картошку в мундире и мы помянули всех здесь лежащих. Я спросил, а как определили, что здесь была обитель. Мне ответили, что здесь видны ямы от бывших прудов, и на пригорке поставлен Поклонный Крест. Рядом около меня земляной крот вывернул кучку земли, сидевший справа товарищ, поковырял палочкой ее и обнаружил среди земли обожжённый глиняный кусочек и при этом добавил: «Лучший археолог, это все-таки крот!» и показал мне артефакт, что здесь жили люди и пользовались глиняными горшками. Послужив молебен, и пропев «ВЕЧНУЮ ПАМЯТЬ», мы отправились обратно. Я кажется, запомнил весь путь, но в этом году от Сковородино на лыжах не дошел до силосных ям и пошел с приятелем вправо, где к вечеру вышли через лес обратно к Закубежью. Прошли не менее двенадцати километров и безрезультатно. В селе меня встретила одна местная жительница, видя меня уставшим, и несущим не весть, откуда лыжи на себе и спросила: «Как Вы здесь оказались?» Я ответил: «Искали Шавыкину пустынь, но не туда вышли, и вот иду обратно к машине». Меня она пригласила в дом, и решила предложить горячего чая, я охотно согласился. Приятель Егор в это время добрался к машине, остававшейся в Сковородино, по телефону разыскал меня в селе, где меня чудно пригрели. Беседа была теплой, женщина достала постную пищу, это картофельное пюре с капусткой и горячий чай. Весь потный я приходил в себя. Егор присоединился к трапезе и минут через двадцать мы поехали обратно, и решили в среду на этой крестопоклонной неделе все-таки разыскать, где была обитель. Приехали мои внуки, и с ними мы выдвинулись в новый лыжный поход, увидели от деревни Сковородино, наконец, силосные ямы и пошли к ним. Ошибка была в этом, я опять решил их обогнуть справа, здесь натолкнулись на прорытую и заснеженную канаву. Егор ушел влево и обогнул ее. Ребятишки по снегу пошли навстречу к нему через канаву и замочили ноги, пришлось срочно закрывать эту тему. Егор довез до остановки и мы пересели в теплый автобус, через час были в Сергиевом Посаде. Егор мой прихожанин, всен таки нашел Поклонный Крест и приложился к Нему. Ниже, прилагается статья исследователя Н. С. Стромилова об этой обители. Успенский Дубенский монастырь бывший В Александровскому уезде (Владимирской Губернии). Близ границы губерний Владимирской и Тверской , у реки Дубны, в Александровском уезде, в Константиновской волости и приходе погоста Спас-за –Кубежью, ото него в двух верстах, около деревни Сковородино, в даче пустоши Шавыкиной (Примечание 1) (поместному названию) имеется остров длиною от севера к югу около двух верст, а шириною до 200 сажен, образуемый с севера речкою Дубенкою, с востока-рекою Дуюною, с запада речкою Быстрицею, с юга речкою Вытарскою; остров весь покрыт болотом, за исключением холма в сто сажень в окружности. На этом холме близ берега речки Быстрицы, под тенью нескольких вековых сосен, видны следы гряд, высохший прудок, несколько могил, обросших травою, и имеются две деревянных часовни на месте, прежде стоявших, церквей Успенского Дубенского монастыря. Успенский Дубенский монастырь основан в конце XIV века святым угодником Божиим Преподобным Сергием, игуменов Радонежским. После победы в 1830 году над Мамаем, великий князь Дмитрий Иванович Донской, в благодарение Богу, просил преподобного Сергия, основателя Троицкого монастыря (впоследствии Троице Сергиевой Лавры) избрать место для учреждения иноческой обители. Преподобный Сергий, найдя для оной, среди почти непроходимого болота и непроницаемых дебрей Залесья, по безмолвию пустынному соответствующее место у реки Дубны, созвал иноков туда и тщанием великого князя соорудил там деревянную церковь, которую, (быть может, в его присутствии и) освятил в память Успения Пресвятой Богородицы. Учредил общежитие и поставил Савву, одного из учеников, игуменом ново-основанному и прозванному «Успенским Дубенским» монастырю; за сим преподобный Сергий удалился в свой Троицкий монастырь. Летопись о сем событии повествует: «И возвратися (С Куликовской битвы) князь великий с воинствы своими здрав и умоли святого Сергия поискати места на составление монастыря; он же обрет место, и призва великого князя и основаша церковь и монастырь во имя Пречистыя Богородицы Успение, и составиша общее житие, и постави единаго от ученик своих игумена в том монастыре, именем Савву, иже бысть преж в его монастыре великом духовник всему братству, старец честен и учителен зело, и прозваша той монастырь, еже есть сице имя ему, монастырь на Дубенке; сам же преподобный отыде в свой монастырь. (Никоновская летопись, часть IV стр.235). Года точного учреждения монастыря неизвестно, равно и первобытный его состав. Преподобный Сергий – избранное место – по свидетельству жития, как преподобного Сергия, так и Преподобного Саввы – не только призвал «угодным», но «и зело возлюби е», а потому несомненно, в течении своей жизни, - памятовал об основанном им там монастыре, который, вероятно, и был тогда же приписан к Троицкому монастырю. Преподобный Сергий так возлюбил основанное им пустынножительство, что, в первую его пору, дал для духовного его водительства духовника своего монастыря преподобного Савву. Преподобный Савва – первый игумен Успенского Дубенского монастыря, в юности раставшись с миром, пришел в пустыню к преподобному Сергию и здесь принял монашество. Год его рождения и обстоятельство его жизни до поступления в обитель преподобного Сергия неизвестны. Известно только, что Савва был одним из первых учеников преподобного Сергия и по времени и по благочестивому житию, ибо под руководством великого своего наставника проводил жизнь во совершенном послушании, смирении, чистоте мыслей и тела и в строгом посте; избегал бесед с другими, любя молиться Богу, приходил раньше всех в церковь. Не любя праздности, Савва то пел в церкви молитвы, то занимался рукоделием; он казался простым, но имел мудрость духовную; часто плакал о нищете души своей, трепеща пред строгостию суда Божия. Такими подвигами он приобрел любовь своего наставника и братии его обители, в которой он был их духовником, как «старец честен и зело учителен и добродетелен». Поставленный Преподобным Сергием, в безмолвный Успенско-Дубенской пустыне настоятелем. Савва жил по прежнему, в простоте строго подвижника: питался только растительною пищей, носил грубую одежду, спал на полу и лил слезы о грехах. В 1392 году Преподобный Сергий преставился, оставив преемником своим Преподобного Никона; но Никон, любя уединение, скоро оставил управление монастырем, передав на время оное старейшему ученику своего предшественника Савве. Ученики Преподобного Сергия просили Преподобного Савву принять управление обителью, основанною общим их наставником; вследствие сего Савва, уступая просьбе их и воле Преподобного Никона, покинул Дубенскую обитель и перешел на жительство в Троицкий Сергиев монастырь, которым управлял около шести лет; а в 1398 году основал свой монастырь (Звенигородского уезда, Московской губернии), в нем преставился 3 декабря 1407 году и там почивают его святые мощи. Монастырь, этот, в память своего основателя, именуется Саввиным Строжевским монастырем. Точно года, когда покинул Савва Успенскую Дубенскую пустынь, неизвестно; тоже неизвестен год его туда пришествия; вероятно, этот промежуток времени был более десятилетия, полагая годом основанияь1382 год, а годом отбытия 1392 годом, и в такой сравнительный период времени, пустынная Успенская Дубенская иноческая обитель, освящена была молитвою и подвигами двух таких высокочтимых Российскою 

церковью святых угодников Божииих, каковы преподобные священно-игумены Сергий рвадонежский и Савва Сторожевский. Окрестные жители, ни в местном предании, ни в письменном повествовании, ни в названии урочищ местности, бывшей под Успенским Дубенским монастырем, - хотя бы в возблагодарение Богоносным отцам Сергию и Савве – в память о них ничего не сохранили. Скудное (единственое) летописное известие не только не может быть восполнено повествование предания, но и о дальнейшем существовании обители не имеется никаких известий, даже в исторических актах и архивных документах, хранящихся в библиотеке Троице Сергиевой Лавры. После Саввы последовательно настоятели обители не известны, нов числе их упоминается: 1) Серапион, родился в подмосковном селе Пехорки (Пехре), где и был священником, ног через год овдовев, вступил в монашество, сперва при той же Покровской церкви, где священствовал (что тогда было в обычае); по смерти родителей покинул родину для монашеский жизни и поступил в пустынную Успенскую Дубенскую обитель. Здесь он снискал любовь настоятеля (?), избран братиею на его место; но вскоре оставил настоятельство и переселился в обитель Преподобного Сергия при игумене Симоне (1490-1495) и был его приемником в Троицком-Сергиевом монастыре, управляя им 1495 по 1505 год, а в 1506 году против желания своего возведен в сан архиепископа Новгородского. Мощи святителя Серапиона почивают под спудом в Троице-Сергиевой Лавре в палатке Серапионовой при Троицком соборе и в древниз русских святцах Серапион писан святым. И 2) Леонтий, последний строитель обители, почтенный старец, по местному преданию скончавшийся на месте упраздненной Успенской Дубенской обители, где и погребен на острову, на котором указывают под березою его могилу. Леонтий, при упразднении обители, передал в отстоящее в 6-ти верстах от острова село Заболотье (Переславского уезда) – икону Спасителя, на обороте дски которой имеется надпись: «сия святая Икона поступила из бывшего Успенского, Савина и Серапионова монастыря, что в Шавыкине, от строителя старца Лентия в 1775 году». Успенская Дубенская обитель именовалась – и «Успения на острову, иже есть на Дубинке», а также «Саввиным» и «Серапионовым» монастырем; очевидно именовалась «на острову» и «что в Шавыкине» - по своему местоположению; «Саввиной» по первому своему игумену; а «Серапионовою» в память того, что здесь был игуменом Серапион (впоследствии святитель Новгородский) и прославил обитель своими в ней духовными подвигами. Но ни тот, ни другой не почили в ней: может быть это обстоятельство было одною из причин оскудения и упадка Успенской Дубенской обители, в которой не было даже ни одной церкви каменной, и эта обитель, устроенная на месте, которое «зело возлюби» Преподобный Сергий и имевшая настоятелями двух Святых угодников Божиих, совершенно исчезла из памяти потомства. Сохранились от XVIII века в Успенской обители некоторые вклады предметов церковной утвари, от окрестных помещиков: Лызловах и Викентьевых. При учреждении, в царствование императрицы Екатерины, в 1764 году штатов монастырей, - Успенская Дубенская обитель, несомненно «за бедностью» была упразднена. При генеральном межевании в 1775 году, пустошь Шевякина писана в общем владении Федора Петрова Викентьева, Никиты и Дмитрия Федоровых Лызловых, Наталии Михайловой, дочери Нееловой, и Петра Федорова Зубова; а смежная с нею дача сельца (а ныне деревня) Сковородина писана во владении Петра Федоровича Зубова. В Успенской обители, кроме главной Успенской церкви, была еще церковь в честь Благовещения Пресвятыя Богородицы – и обе деревянные, и ея настоятельство, при основании ея, было в сане игумена, а при упразднении обители, настоятели ея именовались строителями. Из Успенской обители, при ея упразднении, последовавшим в 1765 году, в соседнюю Успенскую приходскую церковь погоста Спас за Кубежью, даны: 1. Икона Иверския Божия Матери древняго искусного письма и мерою, в вышину 2 аршина 2 вершка, а в ширину1 аршин 8 ½ вершка. Икона сия местно чтима явленною и чудотворною. Риза на ней, вместо прежней медной, в 1871 году, усердием крестьянина сельца Дубков – Егора Кузьмина сделана серебрянно-позолоченная, с таким же венцом из страз простых и цветных камней в короне. Икона, эта помещена в тезоименитом ея левом приделе Успенской церкви; под нею стоит доска с изображением монастыря в развалинах и с надписью: «Вид Успенской Дубенской Шевякиной пустыни 1765 года». 2. Крест напрестольный , серебряный с начертанием на оном: «1708 года мая в 18 день построил сей крест в Переяславский уезд в церковь Успения Пресвятыя Богородицы Шавыкиной пустыни, Сила Федоров сын Лызлов ради поминовения родителей своих, а весу 9 золотников». На задней стороне сего креста 5 клейм, на коих начертано: «мощи: 1) Первомученицы Феклы. 2) Иакова от 40 мучеников. 3) Благоверного князя Владимира. 4) Евстафия Плакиды и 5) Благоверного князя Федора Смоленского и Ярославского». 3. Евангелие напрестольное, в поллист, на Александрийской бумаге, Московской печати 1722 года, с надписью на первом листе: «Евангелие церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы пустыни Успенской Шевякиной 1723 года. Петр Викентьев». По листам надпись: «сие Святое Евангелие поступило в церковь Преображения Господня за Куцбежью 1765 года». Переплет этого Евангелия бархатный; на обоих досках по пять клейм старинного серебра; на лицевой стороне в клейме посреди Евангелия изображен деисус, в угольных 4-ре еванелиста. 4. Кадило серебряное с резьбой и начертанием: «1707 года апреля 7 дня построили сие кадило в Успенский монастырь Федор да Сила Федоров Лызловы ради поминовения родителей своих, а весу золотников». 5. Колокол с начертанием древнею славянскою вязью, которую (по свидетельству местного приходского священника) трудно прочесть. Об иконе Иверския Божия Матери в приходе погоста Спас-за- Кубежьского повествуется предание, что эта святая икона была отдана, как и икона Спасителя, в близкое от Успенской пустыни село Заболотье, но волею Божиею явилась на место бывшей пустыни, и когда оттуда перенесена в Успенскую церковь Спаского погоста, то изволила пребыть в сей церкви; в память сего, с той поры ежегодно, в неделю Православия («-я седмица Великого поста), икона Иверския Божия Матери с крестным ходом из Успенской приходской церкви погоста Спас за Кубежью, при большом стечении богомольцев, приноситься домой (по местному выражению прихожан) на месть бывшей Успенской пустыни, в часовню, в которой, кроме обветшалых старинных икон, помещены недавно две иконы святых Серапиона и Никона игуменов Радонежских, новейшего искусного письма; другая часовня по ветхости развалилась. По прибытии иконы иконы и крестного хода, местным причтом в часовне совершается малое водоосвящение и служится лития по «здележащим»; усердствующие просят служить и молебны, что и исполняется ревностно местным причтом, благовейно чтущим вверенную им святыню и память о бывшей в приходе их Успенской-Дубенской пустыне. Н.С. Стромилов. (Перепечатано из №№ 24 и 25 Владимирские Губернские ведомости неофициальная часть 1883 года). Источники: гр. М.В. Толстаго: Несколько слов о Успенском Дубенском монастыре. Чтения Императорского Московского Общества истории и древностей Российских при Императорском Московском Университете 1860 года книга I; его же: Рассказы из истории русской церкви. М. 1866 года книга II, стр. 163-4; его же: Ученики преподобного Сергия и основанные ими обители. Память о Дубенском Успенском монастыре. Странник, духовный журнал 1877 года № 6 (июнь) стр. 245-247; преподобного Амвросия. История Российских иерархов т. IV стр. 61. Арх. Филарета: Русские святые. Декабрь стр. 484, март стр. 366; Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сочин. Горского М. 1879 года стр. 175-176; Тихонравого К.Н. Пустыни, бывшие во Владимирской Губернии. Владимирские Губернские ведомости. Неофициальна я часть 1854 год № 31; Упраздненные монастыри во Владимирской Епархии. Владимирские Епархиальные ведомости 1873 года № 8. Иосаф иеромонах. Историческое статистическое описание Владимирской епархии, рукопись, часть I стр. 574; Смирнов. Историческое описание Саввина Сторожевского монастыря изд. 2. М. 1860 года стр. 5-6 и примечание. Строев. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви стр. 260; пролог: 16 марта св. Серапион архиепископ Новгородский; Ратшин. Полное собрание о монастыпях. М. 1852 года. Стр.518-519, (сведения неточны). Примечание 1: Пустошь Шавыкина, по плану генерального в 1775 года, именуемая Шевякина, при специальном в 1848 году межевания, размежевана на три части, из коих в 3-ей е части, из коих в 3-ей ее части (смежной с дачей деревни – бывшее сельцо - Сковородино), ныне принадлежащей П. Н . Аксакову, значится: остров, омываемый с Востока – рекою Дубной (по смежеству с Переяславским уездом) с Юга - речкою Вытарскою (впадающей в реку Дубну) с Запада - ручьем Быстрицею и с Севера – притоком (заводью реки Дубны), именуемой Дубенкою – текущим по окружающему этот остров болотом. На планах обоих межеваний, на том острову селения, или следов жилья, или часовен не означено. Пустошь Шевякина и деревня Сковородино от Троицко – Сергиева Посада (Московской Губернии)в 40, от города Александрова в 65 верстах.