https://mobirise.com/

Об отвественности и не только

«Духовность есть, прежде всего, ответственность». 

Один современный богослов высказал такую мысль: «Духовность есть, прежде всего, ответственность». Это очень важное по ёмкости и значению слово, которое, к сожалению, постепенно уходит из нашего разговорного и литературного обихода. Однако антоним этого слова – безответственность – множится и «процветает» во всех сферах нашей жизни.


Сколько в СМИ говорится о безответственных решениях, у которых, в конечном итоге, не оказывается авторов. Эта проблема очень многогранна. Мне приходится довольно часто беседовать на эту тему с молодыми людьми, выслушивать их точки зрения, в частности, об отношениях с лицами противоположного пола. Порой поражаешься той «лёгкости», с какой эти отношения начинаются и также заканчиваются. Всё это напоминает некую игру: поиграл – бросил, встретились – разбежались. Нередко молодые люди даже не понимают того, что могут быть другие отношения: нравственные и ответственные, и они строятся совершенно иначе. В племенах индейцев-аборигенов, когда молодой человек ухаживает за девушкой – это целый ритуал, а когда берет в жёны (там нет обряда венчания), он даёт перед старейшинами обет хранить её, оберегать, любить, воздавать честь честью.


Современное «одичание» молодежи – прямое следствие сексуальной революции, которая успешно продолжается. Не случайно апостол Павел говорит: «…совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор.6:16,17). Самое трагичное заключается в том, что, порабощаясь грехом, человек оскверняет в себе образ Божий и становится слепым орудием духов злобы поднебесной. 

За всё происходящее в этом мире мы несём ответственность. Такое определение на первый взгляд может показаться странным. Как, например, я ничтожный человек, маленькая сошка могу отвечать за всю страну или за жизнь на земном шаре? Но в конечном итоге, если присмотреться, от моей собственной жизни зависит очень многое. В физике есть понятие критической массы, после которой может наступить цепная ядерная реакция, например, деление ядер урана. Когда иссякает мера долготерпения Божия, потенциал зла или добра, который несёт тот или иной человек может оказаться критическим, губительным или спасительным. 


Есть, естественно, и мера ответственности. Водитель автомобиля или общественного транспорта отвечает во время поездки за тех людей, которых он везёт. Это может быть один человек или несколько десятков. Стрелочник несет ответственность за судьбы, может быть, нескольких сотен пассажиров… Государственный лидер отвечает за всю страну и не только. 


Может ли простой человек влиять на судьбы множества людей, стран, континентов, всего земного шара? И каким образом? Старец Паисий Святогорец учил так. Если ты видишь, к примеру, бедствующего больного бездомного человека, но помочь ему реально не можешь, то молись не только за него, но и за всех неустроенных, болящих, обездоленных. И твоя молитва будет услышана. «Много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Поступая так, мы совершаем самое главное: вносим в мир доброе начало, а значит, спасаем его.


Существует крылатое выражение: «На праведниках мир держится». Или вот другое, более приземленное: «Не стоит село без праведника». Когда города Садом и Гоморра были уже обречены на уничтожение, Авраам стал спрашивать Господа, если в этих городах найдется 50 праведников, помилует ли Он их. Ответ был утвердительный. Потом Авраам начал уменьшать число праведников и задавать тот же вопрос. Так дошел до десяти. Господь сохранил бы эти города и при десяти праведниках. Как повествует Священное Писание, во всех этих городах нашлось лишь одно праведное семейство племянника Авраамова Лота, которого ангелы вывели из Содома вместе с женой и дочерьми. Лот решил бежать в небольшой городок Сигор, находящийся поблизости, который тоже подлежал уничтожению. Но Бог пообещал не уничтожать этот город ради него (Быт. 19, 15-23). Вот какая цена праведности. 


Каждый человек имеет свою особую харизму, дух или, если хотите, как говорят на Востоке, ауру. Но, случается, что в силу каких-то обстоятельств мы можем воспринимать или вбирать в себя и нечто чуждое. Я часто привожу такой пример. Если человек прошелся по парфюмерной фабрике, ни к чему даже не прикасаясь, то когда вышел оттуда, от него исходил запах духов. Если человек был в отхожем месте, он тоже выносит определенный запах. Постояв в тамбуре вагона вместе с курящими, хотя человек не курил, выносит запах табака. Как бы то ни было, вольно или невольно, мы участвуем в формировании той духовной атмосферы, которая существует вокруг нас: вносим в жизнь благородное доброе начало или свою какую-то злобу, негатив или наоборот позитив. Образно говоря, если я растворяюсь в этой жизни как сахар – сладкое несу, или, может быть, горькое и острое как перец… 


У некоторых святых отцов имелось негласное правило. Когда к ним приходил незнакомый человек (мужчина или женщина), сразу спрашивали имя. Человек называл себя. Спустя немного времени опять задавали тот же вопрос. Вошедший уже достаточно громко и отчетливо вновь повторял свое имя. После небольшой беседы у гостя в третий раз спрашивали то же самое. Человек выходил из себя и начинал объяснять, что он уже дважды говорил… «Да, помню, помню, – обычно отвечал в таких случаях старец, – для меня важно другое, какого ты духа: духа раздражительности, терпения, самообладания, сдержанности…»


Известный советский киргизский писатель Чингиз Айтматов в романе «И дольше века длится день» приводит довольно поучительную историю. Когда степняки-кочевники (жуаньжуаны) захватывали пленных, брили им головы. Затем забивали молодого верблюда и из сырой мягкой кожи делали своеобразные колпаки (шири), которые одевали на голову пленным. Тщательно связанных их уводили в степь и оставляли без воды и еды на солнцепеке на несколько дней. Когда кожа высыхала, она сильно сдавливала голову и причиняла пленникам нестерпимую боль. Выживали единицы, но у них полностью отказывала память: они не помнили не своего имени, ни родных и близких, не своего назначения в жизни. Их называли манкуртами. Манкурт – человек, оказавшийся в плену и при помощи зверской пытки превращенный в рабское бездушное существо, забывшее всё о своей прошлой жизни и выполняющее любые распоряжения своего хозяина. Таким рабам не было цены. Их не нужно было охранять. Они беспрекословно выполняли самую грязную и тяжелую работу. Повествуется о том, как один юноша, который был воином, попал в плен и его сделали манкуртом. Мать долго искала его и когда нашла, пыталась своей материнской любовью и заботой вернуть сына к нормальной жизни. Он пас овец. Захватившие его в плен, когда узнали, что к нему тайно приходит мать, повелели выстрелить в нее из лука. Руки манкурта еще не потеряли навык в стрельбе, и он при очередной встрече с матерью выстрелил в нее и убил.

Айтматов в этом произведении показывает: кто потерял родство, национальные корни, превращается в бездушного манкурта, не щадящего собственную мать. 


Сегодня нечто подобное происходит в сознании многих людей на Украине, которых прельстили «западными ценностями». Дело дошло до полномасштабной гражданской войны. Летят стрелы в собственных матерей, братьев, сестёр… Те, кто стреляют и отдают приказы – показывают своё пленение... Они уже стали именно теми манкуртами, зомби.


Киев – мать городов русских. От Киева пошло крещение Руси. Какая ненависть там сегодня культивируется по отношению к России?.. И какой же выход? Вспомним сказку про снежную королеву. Когда Каю попала в сердце частичка льда, он сразу изменился: стал агрессивным, самолюбивым, возненавидел Герду, с которой дружил. Но она не оставила его, она поняла, что ему нужно помогать, идти навстречу, бороться за него. И, в конце концов, победила могущественную снежную королеву, к Каю вернулась прежняя доброта и любовь. 


Именно так необходимо относиться к той всеобщей душевной болезненности и отчуждению, которые видим сейчас на Украине.

Помните, пела Валентина Толкунова: «Я растоплю кусочки льда сердцем своим горячим… я не могу иначе». 

Образ снежной королевы хорошо олицетворяется со статуей Свободы на Американском континенте… 


Так или иначе мы несём ответственность и молимся за всех заблудших и отпавших. Кому-то может показаться, что мы – серая ничего не значащая масса. Есть президенты Путин, Обама, правительства… Они решают всё. Это неверное мнение. Мы влияем на жизнь вокруг нас либо своей святостью, либо греховностью. Либо благословляем, либо проклинаем – отвечаем злом на зло. Любой грех устилает дорогу к царству антихриста. Если мы боремся с грехом, значит, мы против этого царства, которое есть подлинная империя зла. 


Сейчас век информатики и компьютеризации. Видеокамеры в метро, в супермаркетах, на автодорогах, в поездах и т.д. фиксируют всё происходящее. Людей могут разыскивать даже из космоса… В самолетах, как известно, имеются чёрные ящики, фиксирующие работу приборов, переговоры пилотов и пассажиров на случай аварии. Так и наша жизнь записывается на подобном самописце: фиксируются не только слова и поступки, но даже мысли. Не случайно в книге Псалмов пророка Давида сказано: «Век наш в просвещение лица Твоего» (Пс. 89, 7). Преподобной Феодоре на мытарствах бесы называли количество чаш вина, которые она выпила за всю жизнь… 

Неслучайно Евангелие учит молиться и бодрствовать. 

Поэтому давайте стремиться к богоугождению, будем внимательными и ответственными во всех делах и поступках. И заучим твердо одну простую формулу: станем лучше мы сами и изменится к лучшему мир вокруг нас.


Оригинал статьи: http://www.p-v.ru/news/orthodoxy/about_responsibility_and_not_only/